Вопросы привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц за несоблюдение так называемого "масочного режима".

18.10.2020
Вопросы привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц за несоблюдение так называемого "масочного режима".

Особую актуальность в сегодняшних реалиях приобрели вопросы привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц за несоблюдение так называемого "масочного режима". С конца марта 2020 угроза распространения новой коронавирусной инфекции побудила законодателя засучить рукава и в срочном порядке принимать новые и вносить изменения в действующие законодательные акты, действующие на территории Российской Федерации. Наряду с мерами, носящими рекомендательный характер, новыми законами вводились меры ответственности граждан и юридических лиц. Были внесены изменения в КоАП РФ, Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях и иные законы, регулирующие данные правоотношения.

Я долго пыталась разобраться в конструкциях правоприменения того или иного закона по данной теме, смотрела статьи видных юристов, сложившуюся за это время практику судов - все это не дает точного и понятного для простого обывателя ответа на вопрос о степени правомерности и возможности успешного обжалования действий должностных лиц при применении мер ответственности в виде штрафов и иных мер административного воздействия на потенциальных нарушителей.

Однако ни то, ни другое, ни третье не убедило меня в абсолютной правоте юристов, судов и законодателя.

В данном вопросе наиболее ясной и понятной для меня выступила позиция Роспотребнадзора, которая, к слову, не имеет статуса нормативного акта, но раскрывает основные моменты необходимости ношения масок в общественных местах.

  • В настоящее время в ситуации, обусловленной необходимостью всемерного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-2019, в числе которых и такая важная профилактическая мера как ношение гражданами масок в качестве средства защиты "барьерного" типа.

  • Учитывая данный фактор, на уровне высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, исходя из сложившейся на их территории эпидемиологической ситуации, в числе вводимых ограничительных мер предусматривается обязательное ношение масок в общественных местах (в частности, при посещении торговых объектов, в общественном транспорте и т.п.).

  • Поэтому, при наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определенных местах, подобное требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.

Соответственно в том случае, когда введен так называемый "масочный режим", любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях "масочного режима" гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом граждане, являющиеся одновременно потребителями-участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при посещении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введенных в установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

От себя добавлю, что в данном случае соблюдение законов должно быть обусловлено прежде всего мерами безопасности для себя и окружающих, а не из-за боязни получить наказание за их несоблюдение. Важно осознать, что наличие маски и перчаток - это не только требование государственных органов, направленное на ограничение распространения эпидемии, но и элемент самозащиты человека от возможного заболевания.


Менеджер
Юлия Белых
Ведущий юрист
+7 985 414-20-12
Консультация специалиста
Специалист перезвонит вам в течении 5 минут
Менеджер
Юлия Белых
Ведущий юрист
+7 985 414-20-12
Оставить заявку
Наш специалист свяжется с вами в течении 5 минут